Статья Валерия Фёдорова «Патриотизм россиян – в прошлом» (МК № 25392 от 5 июля 2010 г), особенно её подзаголовок: «Мы любим свою страну, но… не хотим работать для ее блага» заставили пристальней вглядеться в сущность понятия «патриотизм». То, что 84% россиян считают себя патриотами, искренне радует и вселяет надежду на возрождение России, потому что 84% наверняка поддержат здоровые силы, которые зажгут в их сердцах новую зарю восстающей из пепла России.
«Главным предметом, основанием гордости за свою страну, - пишет В.Фёдоров, - для абсолютного большинства выступает не ее драматическое настоящее или, тем более, светлое будущее, а прошлое — исторические события, память о великих предках». И это неоспоримо. Это основа патриотизма, которая закладывается в детские, отроческие и в юные годы. Чувство патриотизма – «одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В.И.Ленин). А вот – А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Правильно и то, что работу на благо страны мы не считаем истинным проявлением патриотизма. Подчеркну: на благо сегодняшней страны.
Понятие «патриотизм» существовало не всегда. История знает время, когда его не было вовсе (раннее средневековье). Это понятие, как отмечают исследователи, авторы «Энциклопедии государства и права» (1925 г) под редакцией П.И.Стучки, появляется в новой истории после античного периода. Современный патриотизм был создан «торговым капитализмом», который объединил людей в союзы, создал современную государственность, современные нации. Он был формой защиты капиталистических революционных завоеваний. Во время буржуазной революции 1789 г. революционеры называли себя «патриотами». Символом революции был патриотизм.
В начале советского периода патриотизм представлялся как реакционная идеология, призванная обосновывать капиталистическое хищничество и заглушать классовое сознание пролетариата. Реакционный класс выступал под знаменем патриотизма, а рабочий класс выдвигал идею интернационализма. Эта идея была доминирующей до 1936 года, когда патриотизм был включён в идеологию строителей социализма. Особенно сильно идея патриотизма зазвучала во время второй мировой войны.
С этого времени патриотизм в СССР определяется как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране. Это:
забота об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию;
верность Родине, ведущей борьбу с врагами;
гордость социальными и культурными достижениями своей страны;
сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;
уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;
привязанность к месту жительства.
Патриотизм – это чувство, присущее каждому человеку. Оно связано с матерью, отцом, бабушкой, дедом, языком, домом, родственниками, двором, друзьями родителей, местом рождения и проживания (село, посёлок, город), своими друзьями, землёй, в которую входит малая родина, историей и культурой малой и большой Родины. Таким образом, любовь к отечеству закладывается в человека изначально. Будет ли это чувство поддержано и развито государством, будет ли оно им уничтожено, - это зависит от существующих общественных отношений и воспитания. Иными словами, если Родина справедлива ко всем без исключения, все – патриоты. Когда Родина одних голубит, а на других ездит, да к тому же ещё, если она в лице управления – глупа (не может создать условия для нормальной, безбедной жизни всех людей), патриотами в подлинном смысле этого слова являются не все, а в основном те, кого Родина голубит, и подлинные патриоты.
Подлинный патриот - тот, для кого Родина в прошлом, настоящем и будущем мыслится землёй предков и Родиной-Матерью, кто говорит о России словами Ф.И.Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Для Тютчева Россия была Матерью с большой буквы. Только о матери можно сказать так, как сказал Тютчев о Родине. Только мать не понять умом, потому что кого любят, того не пытаются понять, в этом нет необходимости. Только к матери нельзя приложить общий аршин. потому что она необыкновенная, лучшая. Только у матери особенный характер, какого нет больше ни у кого. Только в мать можно верить, потому что «все друзья-товарищи до чёрного лишь дня», а мать не предаст и не выдаст никогда. Тот может считать себя подлинным патриотом, кто воспринимает, как свои, слова А.С.Пушкина: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». Патриот, желая счастья для себя, желает его и для Родины-Матери, а значит, - для всех и каждого. Но такой подлинный патриотизм - это исключение.
Подлинный патриот, любя Отечество, не ждёт от него ответной любви и справедливости. Он действует во благо Отечества, воспринимая патриотизм как один из принципов нравственности. Зависит от отечества, какое количество граждан приблизится к такому патриотизму. Отечество, не отвечающее любовью на любовь своих граждан, не умеющее справедливо оценивать их деятельность, не может рассчитывать на всеобщий патриотизм в тютчевском понимании этого слова.
Почему же «все последние двадцать лет в нём (патриотизме) росла составляющая «любить Родину» и падала – «работать на благо страны»»? Почему всё меньше тех, кто готов «отдавать всего себя коренной переделке страны… активно менять страну к лучшему, идя наперекор сложившемуся положению»? «Нам не хватает, - пишет В.Фёдоров, - понимания того, как взаимосвязаны успех страны в целом и успех каждого ее жителя. И осознания, что одного без другого не бывает». Кто не понимает и не осознаёт? Мы, граждане России, или власть: Президент, премьер с командой министров, Федеральное собрание, Конституционный Суд? Кто не любит свою страну и не хочет работать для её блага?
Мы, граждане России, в большинстве своём воспринимаем бытие таким, какое оно есть в действительности и, как разумные люди, совершаем поступки и планируем свои будущие действия адекватно этому бытию. Какими должны быть эти поступки и действия в современной России, когда Родина, усилиями властьпредержащих, предательски поделила нас, условно говоря, на белых и негров, на тех, у кого есть всё, и тех, у кого есть кое-что по усмотрению тех, у кого есть всё, когда Родина лицемерит и лжёт своим гражданам?
Нет, это не мы не понимаем и не осознаём. Это власть не понимает, что успех страны зависит от каждого из нас. Это власть не осознаёт, что «одного без другого не бывает». Как сказал поэт: «Дорогу к милой, к цели расстоянье нам удлиняют глупость и незнанье». Вот эта глупость и незнание наших властей мешает нам (каждому) в полную силу работать на собственное благо, на благо страны, и приближать её успешное будущее. Надо быть совершенными невеждами и тупицами, чтобы не понимать, что частнокапиталистическая система сегодня изжила себя (столько литературы, столько практических доказательств, столько усилий человечества по преодолению капиталистического способа производства), что она не работает и не может работать особенно там, где она не отстоялась исторически. Надо быть ещё большими невеждами и тупицами, чтобы не понимать, что в России надо искать счастья для всех и каждого не в частнокапиталистическом мире, а отрабатывать выход из государственной системы СССР с её колоссальным и уникальным опытом.
Советская система в буквальном смысле была беременна новым социально-экономическим содержанием, в котором успех страны (гражданского общества) и успех каждого человека переставали противоречить друг другу: чем больше каждый делает для себя, присваивая произведенную прибыль, тем больше он делает для страны, отдавая установленную часть прибыли на общие нужды, касающиеся в итоге, прямо или косвенно, персонально каждого, в противовес очевидному противоречию, существующему в частнокапиталистическом и госкапиталистическом мире, а также в сегодняшней России: чем больше прибыль предпринимателя-работодателя и налоги государства, тем меньше заработок главного поставщика товаров и прибыли – наёмного работника, который, в результате, не заинтересован «работать на благо страны».
Это - главная причина.
Примеров сегодняшней черноты и причин «нежелания» работать на благо Родины каждый из нас приведёт, что называется, воз и маленькую тележку. Когда тебя обкрадывают на работе, в магазине, в твоём доме (платежи за ЖКУ и прочее), в твоей стране (нефть, газ, лес, рыба, металл); когда тебе надо быть товароведом, чтобы не отравиться или не стать инвалидом, купив негодную продукцию; когда тебе надо быть юристом, чтобы тебя не «подвели под монастырь»; строителем, - чтобы не погибнуть под обломками нового дома и так далее, и тому подобное, о каком подлинном патриотизме у большинства народа можно говорить?
Когда это всё на тебя наваливается, а ты не знаешь, как статус-кво изменить, и не веришь, что это возможно в принципе, поскольку тебя убеждают в этом: власть, потому что она боится лишиться своей власти; частные собственники, отхватившие жирнющие куски национального богатства, потому что они не хотят ни с кем делиться; политики и СМИ, которые служат олигархам и власти, потому что они лишатся доходного места и возможности слыть умниками и пророками; невежды и тупицы, потому что они не имеют своего мнения ни о чём, - о каком подлинном патриотизме у большинства народа можно говорить?
Больно и стыдно смотреть на Президента России и слушать, как он «искореняет» коррупцию, приказывает разобраться с наркоманией, ратует за интернетаризацию страны, издаёт указы о модернизации и тому подобное, в то время когда все понимают, что те, кому он приказывает, кого журит, лишь делают вид, что слышат его. Это и понятно: в создавшейся социально-экономической системе России решить все эти проблемы невозможно. С точки зрения блага страны, - это бесполезная трата сил и средств. С точки зрения структур, призванных решать эти проблемы, - они решаемы, нужно только их решение хорошенько финансировать, чего они и добиваются. Отчитаются нужными цифрами, расскажут о трудностях решения проблем и докажут, что нужны новые вливания. И это будет бесконечно, потому что надо кормиться, содержать семьи и рожать детей и потому что власть сама не знает, что делать.
Подлинный патриотизм – это обретение гражданами Родины-Матери, которая относится ко всем одинаково, желает блага для всех и каждого, создаёт условия, где каждый, работая на себя, работает на всех, а все создают благоприятные условия для каждого.
Мы предлагали и предлагаем обществу и власти (Президенту, Премьеру, Председателю Совета Федерации, Зюганову и прочим) такую систему. Это - «общественно персонализированная система производства и присвоения», которая создаёт самые благоприятные условия для самомотивации каждого дееспособного гражданина. Но г. В.Сурков считает, что я и мои товарищи с предлагаемой новацией социально опасны: «Систему (имеется в виду существующая социально-экономическая система в России) надо адаптировать к меняющемуся, усложняющемуся обществу. Но это не значит, что мы должны от системы отказываться. Ее надо сохранять. И не впускать то, что может ее разрушить. Эта система не отделена от народа, как кому-то кажется, она глубоко укоренена в социальной ткани. Тот, кто хочет разрушить ее, социально опасен» (интервью В. Суркова газете "Ведомости" 15.02.10 года). Спрашивается, как же хочет Д.Медведев вместе с В.Сурковым модернизировать экономику, не меняя отношения собственности, производственные и общественные отношения?!
В мире тотального грабежа и лжи нет места патриотизму в подлинном смысле этого слова, особенно во власти и в околовластной толпе чиновников.
Мы любим свою страну, но нам не дают работать для её блага.
22.07.2010г. Москва
Помощник депутата Госдумы 1-го созыва И.Е.Клочкова,
Член Новой Экономической Ассоциации В.С.Петрухин
|