Категории раздела

К власти [25]
К левым силам [30]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 321

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Вторник, 03.12.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Виктор Петрухин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Политика » К левым силам

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РАФИКА КУЛИЕВА
Оскорблять оппонентов не в наших правилах.
Поскольку автора «Ответа Петрухину и Чижикову» раздражает формула «От каждого – по способности, каждому – по произведенной прибавочной стоимости», раскрою сущность этой формулы.
Воздать человеку по трудам (делам) его – эта мысль живёт в человечестве с незапамятных времён. В разных вариациях её можно прочитать и услышать в древнейших свитках и в библии, и в народном фольклоре: как потопаешь, так и полопаешь. Впервые в виде первоосновы общественной жизни эта мысль была сформулирована сен-симонизмом (основатель – Анри де Сен-Симон): «каждому – по его способностям, каждой способности – по её делам». Эта формула была воспринята марксистами, а в Конституции СССР 1936 года (статья 12) было записано: «В СССР осуществляется принцип социализма: «От каждого – по его способности, каждому – по его труду»».
Принцип – это основное, исходное положение, первооснова. Таким образом, формула: «от каждого – по его способности, каждому – по его труду» - первооснова, кредо, идеология социализма. И это абсолютно верно. А раз так, надо разобраться в понятиях. Что такое в современном мире способности человека и что такое труд человека? Труд в марксистском понимании – это полезная деятельность, процесс, результатом которого является благо (потребительная стоимость) для потребителя этого блага и стоимость (меновая стоимость, выраженная в деньгах) для производителя этого блага. Чтобы результат труда превратился для одного в благо, а для другого в деньги, это благо должно стать товаром, т.е. должно быть реализовано на рынке, обменено на деньги покупателя. Когда мы говорим: рынок зерна, рынок сахара, рынок автомобилей, мы имеем в виду, прежде всего, цену зерна, цену сахара, цену автомобилей. Таким образом, рынок, по сути своей, – это сложившаяся цена и место реализации для производителя (посредников опускаю) и покупателя. В результате один приобретает (не приобретает) благо (предмет потребления), другой приобретает (не приобретает) – деньги.
Способность к труду, или рабочая сила, в современном мире – это определённость, удостоверенная документами по специальности и квалификации. Поэтому смысл первой части принципа таков: «от каждого – по его специальности и квалификации». То есть каждый трудящийся при социализме даёт обществу то и столько, что и сколько способен дать в соответствии с полученными знаниями и степенью профессионализма. Но «способен дать» означает только одно: человек может делать то-то и то-то, и не означает: «дал» в полной мере, что способен дать в действительности. Поэтому в первой части принципа речь может идти только о средней умелости человека, и в окончательном виде она должна звучать: «от каждого – по специальности и квалификации (средней умелости)…».
Советские учёные экономисты утверждали, что труд при социализме создаёт только потребительные стоимости (блага). Труд в таком определении – это бесконечное многообразие. Его результаты в материальном и духовном виде не сопоставимы и не сравнимы. Поэтому содержание труда рассматривалось через целый ряд количественных и качественных характеристик. Отсюда: «каждому – в соответствии с количеством и качеством его деятельности в общественном производстве». Именно так трактовала советская кафедральная экономика вторую часть принципа «каждому – по труду». Но это не соответствует истине.
Чтобы понять подлинный смысл второй части формулы и принципа в целом, надо ясно себе представлять, что человечество, в том числе будущее социалистическое человечество, на данном этапе своего развития, производит, и будет производить, не предметы потребления, распределяемые по доброй (злой) воле одних другим, а товары, реализуемые производителями потребителям, в соответствии с объективными законами рынка.
В «Критике Готской программы» К.Маркс говорит, что при социализме «господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей». Иными словами, не буржуазное право, закрепляющее и защищающее капиталистический порядок оплаты труда наёмных рабочих, лежит в основе социалистического принципа распределения благ, а познанный капиталистический принцип обмена равных стоимостей: «здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой». Вот по этому принципу обмена равных стоимостей, а не по принципу оплаты труда пролетариев, «равное право… всё ещё является правом буржуазным» (К.Маркс. Критика Готской программы).
В современном мире «процесс потребления рабочей силы» (труд, деятельность) «есть в то же время процесс производства товара и прибавочной стоимости» (К.Маркс, Капитал). Если, например, действия экскаваторщика, шахтёра – видимая сторона, форма конкретной деятельности, то производство ими товара и прибавочной стоимости – её существо. Напомню, что «избыток продукта труда над издержками поддержания труда (прибавочная стоимость) и образование и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда – всё это было и остаётся основой всякого общественного, политического и умственного прогресса» (Ф.Энгельс, Анти-Дюринг), что прибавочная стоимость выступает первоначально в стадии двуединства «товар», лежит в общей товарной массе.
Современное производство является товарным потому, что производит предметы для обмена: «для того, чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена (К.Маркс, Капитал). «Тот, кто продуктом труда удовлетворяет свою собственную потребность, создаёт лишь потребительную стоимость, но не товар» (К.Маркс, Капитал). «Каждый товар представляется с двоякой точки зрения: как потребительная стоимость и как меновая стоимость» (К.Маркс, К критике политической экономии). Следовательно, производя товар, каждый производит этим, как я сказал выше, благо для потребителя и стоимость (в виде цены и будущих денег) для себя как непосредственного производителя. Что произведено, но не соответствует требованиям потребителя (качество, например) и самого производителя (не обменено на деньги), - не товар.
Поскольку для производителя товар представляет ценность и существует только как стоимость, постольку именно она является подлинным результатом каждой конкретной деятельности. Труд есть производство стоимости для непосредственного производителя. «Труд создаёт стоимость» (В.И.Ленин, Три источника и три составные части марксизма).
Подставим это определение результата труда в формулу первоосновы социализма. Получим: от каждого – по его специальности и квалификации(средней умелости), каждому – по произведенной им стоимости. В этом, и только в этом, - сущность социалистического принципа распределения благ: не по продукту труда, не по конечному результату как потребительной стоимости, не по множеству количественных и качественных характеристик деятельности и так далее, а по произведенной стоимости, а правильнее сказать – по произведенной прибавочной стоимости.
Произведенная каждым трудящимся стоимость, как стоимость, произведенная производственным участком, цехом, предприятием, отраслью, государством, состоит из трёх частей. Одна часть соответствует стоимости потреблённых средств производства, вторая - стоимости рабочей силы в виде зарплат (гарантий), третья часть составляет прибавочную стоимость. Первые две части в социалистической системе производства – бесспорная принадлежность всех собственников-совладельцев, общего владельца доступных каждому гражданину средств производства и предметов потребления.
Кому же принадлежит прибавочная стоимость (прибыль)? Всё учение Энгельса-Маркса, в том числе принцип социалистического распределения (присвоения), указывают чётко: её непосредственному производителю, добровольно израсходовавшему сверх общественно необходимой меры свою физическую, нервную, мозговую энергию , и -социалистическому обществу собственников-совладельцев, издержавшему остальное, что необходимо для общего производства и реализации товара, для превращения его, с одной стороны, в достояние потребителя, с другой – в денежный результат производителя. Общая часть прибавочной стоимости (прибыли) распределяется соответственно общественной необходимости и расходуется для развития производительных сил и улучшения благосостояния всех членов общества. Часть прибавочной стоимости (прибыли), принадлежащая непосредственному производителю, служит ему в качестве «средств к жизни и наслаждению» сверх необходимого (гарантированного) фонда жизненных средств. Подчёркиваю: принадлежит эта часть прибавочной стоимости (прибыли) трудящемуся в силу того, что он, во-первых, собственник-совладелец средств производства, а во-вторых, потому что прибавочная стоимость является результатом исключительно личной инициативы, творчества, особенностей каждого, его сверхнеобходимых усилий.
Именно в сказанном - различие капиталистического и социалистического способов распределения благ: капиталистическая система подавляющему большинству устанавливает цену рабочей силы и воздаёт в рамках этой цены, заложенной в виде фонда заработной платы, а имущему меньшинству – по капиталу. Подлинный социализм воздаёт каждому трудящемуся, работающему собственнику-совладельцу, – по его труду (по произведенной прибавочной стоимости), то есть вообще не так, как в мире капитала, где прибавочная стоимость отчуждается у тех, кто её создаёт, теми, у кого в руках средства производства. Именно в распределении (присвоении) по произведенной прибавочной стоимости сущность и истоки социализма как способа высшей производительности труда: заинтересован непосредственно каждый. Капитализм заинтересовывает лишь единицы.
Что происходило в СССР на деле?
Прибавочная стоимость (прибыль) не принадлежала непосредственному её производителю. Она отчуждалась у трудящихся таким же образом, каким капиталисты во всём мире изымают её у наёмных работников. Прибыль полностью принадлежала государству – новому владельцу средств производства. Новый владелец проповедовал социализм и коммунизм, а владел, пользовался и распоряжался собственностью и вёл себя при распределении благ, как капиталист. Государство на словах признавало трудящихся равными устроителями нового социалистического общества, а на деле относилось к ним, как к наёмным работникам.
Итак, первооснова социализма «от каждого – по его способностям, каждому – по его труду» означает, по существу, «от каждого – по специальности и квалификации (средней умелости), каждому – по произведенной прибавочной стоимости». Чтобы понять принцип окончательно, посмотрим внимательно на «Критику Готской программы» в части, касающейся темы распределения. По Лассалю: «в… коммунистическом обществе каждый работник должен получить… «неурезанный доход»». Маркс убедительно доказывает, что Лассаль не прав. Перечислив ряд необходимых вычетов из трудового дохода в пользу общества, Маркс говорит: «Лишь теперь мы подходим… к той части предметов потребления, которая делится между индивидуальными производителями коллектива… Каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько дал ему». А что (сколько) даёт обществу каждый? Определённое количество товаров стоимостью «C+V+M». Следовательно, получить обратно от общества должно не только зарплату «V» (по типу: заработная плата должна быть заработанной), а из этого полного результата, включая «M». Следовательно, часть «M» - принадлежность непосредственного производителя прибавочной стоимости. Абсолютная величина этой части зависит от величины «M»: произвёл наибольшую прибавочную стоимость – много получи из прибыли; мало дал – мало и получи; не произвёл прибавочную стоимость вовсе – довольствуйся необходимой гарантией.
При распределении «индивидуальных предметов потребления между отдельными производителями… здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой». То есть известное количество денег (гарантированная зарплата плюс часть прибыли в соответствие с произведенной прибавочной стоимостью), полученное, например, Сидоровым в течение года после реализации продукции, например, рукавиц, которые он произвёл, обменивается им на равное по стоимости количество благ по своему усмотрению.
Данный способ распределения – в порядке вещей: «Один человек физически и умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда. Равное право есть неравное право для неравного труда. Оно не признаёт никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие, но оно молчаливо признаёт неравную индивидуальную одарённость, а, следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями» (К. Маркс, Критика Готской программы).
Формула «от каждого – по специальности и квалификации (средней умелости), каждому – по произведенной прибавочной стоимости» - в данном прочтении является единственно верной с точки зрения марксизма, диалектики, логики и здравого смысла первоосновой подлинного социализма. Инициативная группа по созданию политической партии «Партия Рабочего Класса России – Новые Коммунисты» (ПРКР-НК) готова к реализации этого принципа.
«Распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества, как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности» (Энгельс, Маркс, соч., т.20, стр. 206).
Исходя из сказанного, Инициативная группа ПРКР-НК утверждает:
1. Советский Союз в вопросах заработной платы, производительности труда и регулирования производственных отношений после смерти В.И.Ленина пошёл по ложному пути, что послужило главной причиной развала страны и реставрации частнокапиталистической системы. Осуществлялось внешнее давление на людей (физическое, материальное, моральное), а это абсолютно не годится для достижения высших темпов развития производительных сил, тем более в качестве «экономического» содержания социализма.
По поводу демагогии как средства реставрации в СССР капитализма, скажу следующее: кто бы и как бы нас не убеждал демагогически, что роза пахнет дерьмом и что поэтому розы надо уничтожить, никто на эту демагогию не поддастся. Слова, не соответствующие действительности, не могут быть средством разрушения этой действительности. Не надо считать людей идиотами. Розы пахнут розами. Экономические и общественные отношения в СССР не были справедливыми и идеальными. Они должны были преобразоваться в иные, более справедливые отношения, поэтому люди поддались на пропаганду изменения существующих отношений. Но поскольку КПСС не знала, какие отношения являются более справедливыми для каждого человека, она посчитала, что справедливым будет превратить неповоротливую государственную собственность (номинальную собственность всего народа) в реальную собственность партийной номенклатуры. Таким образом, страна была разорвана на крупные (республики) и мелкие (федеральную, муниципальную, частную собственность) части, а народ, поверивший КПСС, что она ведёт его к социализму, - предан. Была предана и сама идея социализма. То, что частная капиталистическая собственность является формой и способом существования абсолютной свободы и справедливости, этот вздор говорили разве что в кругах, близких к партийной элите, но не в народе. Именно на эти круги эффективнее всего и действовала капиталистическая пропаганда. В народе же зрела мысль об улучшении существующих в СССР экономических и общественных отношений, мысль о подлинно социалистических (а не капиталистических) условиях производства. Чтобы передачу собственности в частные руки (по капиталистическому образу и подобию) осуществить плавно, народ обманули посулами всеобщего акционирования (по вымыслам капиталистических учёных и правительств, таким образом, все превращаются в собственников). Молодая партийная элита, приняв это за чистую монету, вбросила в общество акции (ваучеры) с низкой номинальной стоимостью, что, естественно, не приблизило трудящихся к собственности ни на йоту. Ваучер - имущественный купон, выдаваемый в процессе приватизации для приобретения акций приватизируемых предприятий.
2. На данном этапе развития мировой экономики нет другого выхода на орбиту высшей производительности труда, кроме как через соединение (единство) труда и капитала в социалистической форме, а каждой рабочей силы - с результатом её труда через произведенную лично прибавочную стоимость.
3. Объективно учитывать и чётко контролировать темпы экономического развития можно, только опираясь на познанные законы товарного производства, превращённые в принципы и способы определения и расчёта экономических категорий и нормативов.
4. Только распределение по труду в данном марксистском смысле положит начало надёжному вытеснению капитализма социализмом в России и на мировом пространстве.
Что касается коррупции в общественно персонализированной (социалистической) системе, могу порекомендовать после прочтения данного материала прочитать ещё раз, более внимательно материал «Общественно персонализированная собственность и коррупция» (http://21-petrukhin.ucoz.ru/).
Что касается оценки происходящего в России, то здесь - всё верно, и я со товарищи полностью согласны с Рафиком Кулиевым.
 
07.08.09. Г.Москва
Член инициативной группы ПРКР-НК
В.С.Петрухин
 
Категория: К левым силам | Добавил: 21-petrukhin (05.02.2010)
Просмотров: 760 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024